Крылатые линкоры: огонь небесный

В годы войны зародилась концепция, пожалуй, самых необычных самолетов специального назначения – «ганшипов».

В конце 1964 года в Индокитае военный корреспондент газеты Stars and Stripes увидел сказочное ночное зрелище — над полем боя кружил огромный самолет, из чрева которого к земле тянулись яркие следы трассеров, освещая небо. Зрелище произвело на журналиста сильнейшее впечатление, и вскоре в газете появилась статья под заголовком Puff the Magic Dragon — «Извергай огонь, сказочный дракон». Звучная фраза понравилась экипажу этого самолета — на борту фюзеляжа появилась надпись Puff, а подобные самолеты стали часто называть Dragonship. Но нам они больше известны как Gunship — летающие линкоры.


Корабли Гана

Концепция самых необычных боевых самолетов — «ганшипов» — зародилась в годы Второй мировой войны, хотя название Gunship (линкор) они получили лишь во время вьетнамской войны. По иронии судьбы проект «хорошо вооруженного самолета для поражения слабо защищенных средствами ПВО надводных и наземных целей» предложил в 1943 году майор Пол Ган; таким образом, «ганшип» — это не просто «линейный корабль», но и «корабль Гана». Правда, в небе над Германией кораблям Гана появиться не было суждено. Произошло это в совершенно другом конце света.

Хорошо забытое старое

В 1950-е годы американцы все «плотнее» влезали в различные вооруженные конфликты, прежде всего в Индокитае. И тут выяснилось, что «традиционные» самолеты ВВС мало приспособлены для борьбы против партизан. Из-за их высокой скорости даже в дневное время экипажи истребителей-бомбардировщиков с трудом выходили на уже обнаруженные малоразмерные цели, а ночью о прицельных атаках вообще стоило забыть. Кроме того, базировались «джеты» только на аэродромах с твердым покрытием, коих в Юго-Восточной Азии было не так уж и много. Ко времени на подготовку самолета к боевому вылету приплюсовывалось немалое даже для скоростного самолета полетное время.

Войскам был необходим самолет с мощным вооружением, способный круглосуточно находить и эффективно поражать цели из бортового оружия.

Летающая артиллерия АС-130 - тяжеловооруженный самолет для антитеррористических операций.

Стрельба на виражах

Еще в 1927 году первый лейтенант США Фред Нельсон фиксированно установил на биплане DH.4 пулемет под углом 900 к продольной оси и выполнил несколько успешных стрельб, но командование Авиационного корпуса интереса к эксперименту не проявило. В 1943 году с вооружением, стрелявшим вбок, экспериментировал и Пол Ган. В это же время подполковник Макдональд выдвигал идею вооружить самолеты стреляющими вбок крупнокалиберными пулеметами и базуками, а также предлагал готовую методику боевого применения таких самолетов — они должны были кружить вокруг цели, находившейся в вершине перевернутого конуса. Основанием конуса служила бы плоскость выполнения виража. Наведение на цель осуществлялось изменением угла крена: стволы пулемета располагались параллельно образующей конуса. В этом случае трассы идут по образующей непосредственно в вершину конуса — в цель. Еще одно достоинство этой методики заключалось в том, что пилот не терял из виду цель, визуально контролируя ее поражение.

Обстрел цели


Самолет закладывает левый вираж и кружит над целью, находящейся в вершине перевернутого конуса. Экипаж использует телевизионное и тепловое наведение для прицеливания.

В бой идут одни старики

Вот об этих работах и вспомнили американцы. Наибольшим потенциалом при переоборудовании в штурмовики обладали транспортные самолеты. Их значительные размеры и масса полезного груза позволяли разместить на них большое количество вооружения и боеприпасов. К тому же самолеты имели значительную продолжительность полета, а уже тогда предполагалось, что основным видом боевой работы станет нанесение удара из положения «дежурство в воздухе». Большой «грузовик» представлял собой лакомую цель для зенитчиков, но зенитчики у партизан первой половины 1960-х оставались в большом дефиците. Создатели нового типа боевого самолета угрозу со стороны ПВО не рассматривали вообще.

Для экспериментов ВВС в 1963 году выделили старый С-131, на который и установили «перпендикулярное» вооружение. Несмотря на обнадеживающие результаты, идея «воздушного линкора» многим из ВВС США представлялась, мягко говоря, экзотичной. Иначе сложно объяснить выбор платформы для первого боевого «ганшипа»: это был ветеран Второй мировой DC-3 (он же С-47). Экспериментируйте, парни, — старья не жалко.

Самолет получил название FC-47D (позже из-за протестов летчиков-истребителей, уязвленных тем, что старенький утюг-«Дуглас» попал в одну компанию с «Фантомом», букву F, Fighter («истребитель»), заменили на А, Attack — «ударный»). По левому борту фюзеляжа перпендикулярно продольной оси самолета поставили контейнеры SUU-11A/A с шестиствольными пулеметами «мини-ган». Два пулемета были установлены в иллюминаторах левого борта, третий — в проеме грузовой двери. Испытания, а точнее, боевые вылеты превзошли ожидания даже самых отчаянных оптимистов: именно работа первых FC-47D произвела такое впечатление на корреспондента Stars and Stripes.

COM_SPPAGEBUILDER_NO_ITEMS_FOUND