Как Вивьен Вествуд привлекает внимание к проблемам экологии и изменения климата

Вивьен Вествуд нельзя назвать просто дизайнером: где бы про нее не рассказывали, рядом с фамилией обязательно значится пул ее достижений и званий, вроде: обладательница премии British Fashion Awards, дама-командор ордена Британской империи или просто экоактивистка. Свой путь в модной индустрии Вествуд сразу начинала с протестов — сначала против традиционных укладов общества и даже старшего поколения, потом она воспротивилась политическому режиму Великобритании, а после не смогла остаться равнодушной к борьбе за права человека.  Те методы ответственного потребления, которыми бренды бравируют сейчас, Вествуд использовала еще в самом начале карьеры: она перешивала найденные на барахолках футболки и жакеты и давала вторую жизнь старинным аксессуарам. В 2005 году бренд Вествуд официально стал адептом устойчивого развития, окончательно закрепив свое место в индустрии.


На выбор нового вектора в ее творчестве и работе, по словам самой же бунтарки, повлияло интервью Джеймса Лавлока, которое она прочитала в The Guardian. Оттуда она узнала, что, по мнению британского ученого, к 2099 году на Земле останется всего один миллиард людей. «Покупай меньше, выбирай лучше, носи дольше» — эта фраза бунтарки и стала основополагающей для всей ее дальнейшей карьеры. 


В 2009 году британская активистка представила коллекцию под названием +5 Degree, название которой отражало тезисы Лавлока о потеплении температуры нашей планеты на пять градусов по мере роста уровня углекислого газа. 

На следующий год Вествуд запустила глобальный проект под названием Get A Life, представляющий собой ее личный дневник. Дизайнер регулярно публиковала свои эссе, затрагивавшие важные темы вроде изменения климата, загрязнения окружающей среды и борьбы за права человека. Позднее бунтарка объединила их в книгу, которая вышла под одноименным названием.  В 2011 дизайнер представила коллекцию, в которой центральное место занимает лозунг «Gaia! The Only One» (имеется в виду наша планета). Всем гостям показа дизайнер подарила многоразовые бутылки, созданные совместно с SIGG, а одна из них даже оказалась в качестве аксессуара на подиуме. 

Во время Паралимпийских игр в Лондоне в 2012 году дизайнер запустила рекламную кампанию Climate Revolution. Свою экологическую акцию бунтарка не согласовала с организаторами: она не пришла на генеральную репетицию, а свой банер с лозунгом спрятала под плащом. Выходка королевы панков привлекла много внимания и до сих пор считается одной из самых смелых и ярких в ее карьере. 

В 2014 году вышло провокационное видео совместно с Peta в рамках Всемирного дня водных ресурсов. Под включенным душем 72-летняя британка рассказала о катастрофической нехватке воды. 

На следующий год имя Вествуд оказалось во всех заголовках: дизайнер демонстративно отправилась на белом танке к дому действующего тогда премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона. Так активистка высказала свое негативное отношение к добыче сланцевого газа, что, по ее мнению, может привести к экологической катастрофе.  За время пандемии мы уже свыклись с мыслью о том, что модные шоу теперь можно увидеть онлайн, а то и вовсе лишь на фотографиях. Тогда как одни считают это необходимостью и готовы при первой же возможности вернуться к традиционному формату, другие называют это спасением для планеты. Только вот Вивьен Вествуд, главная активистка в борьбе за ответственную моду, проводила презентации коллекций онлайн уже давно. Например, в 2017 году, когда вместо шоу она разослала фотографии новых вещей по e-mail. 

В том же году Вествуд одной из первых отказалась от разделения коллекций на мужскую и женскую. Так она решила сократить количество линеек и производимой одежды. После этого шоу марки проходили только в рамках Недели мужской моды в Лондоне, пока не стали частью традиционной ready-to-wear.  Вивьен превратила модный показ коллекции осень-зима 2019/20 в настоящий перформанс: тогда на подиум вышли реальные модели, в том числе актриса Роуз Макгоуэн и муза дизайнера Сара Стокбридж, в футболках, платьях и свитерах с лозунгами «Покупай меньше» и «Герои демократии». Макгоуэн даже обратилась к зрителям с призывом к действию. «Миллиарды людей погибнут. Ученые знают об этом, но не могут предсказать точную дату конца», — сообщила актриса. Другие участники тоже подготовили речь, а также подняли плакаты с надписью «Мы продали душу за потребление». Дизайнер в акции протеста тоже приняла участие: в финале она исполнила песню — получилось довольно эмоционально. 


За последние несколько сезонов основная линия Вивьен Вествуд послужила платформой для возрождения (и, естественно, переосмысления) некоторых из ее самых запоминающихся коллекций прошлых десятилетий. В весенне-летней коллекции 2022 года не обошлось и без соблюдения принципов устойчивого развития: заметки об образах сопровождались 28-страничным досье, в котором излагались экологические характеристики коллекции. 98% материалов являются безопасными для животных, и впервые в истории бренда в работе не использовались синтетические ткани. Даже шерсть для Vivienne Westwood теперь поступает с ферм «регенеративного земледелия», в которых здоровью почвы уделяется не меньше внимания, чем благополучию овец.

COM_SPPAGEBUILDER_NO_ITEMS_FOUND